Наши ВУЗы
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная  
Александр Сергеевич Пушкин

Афоризмы и цитаты о науке

 

2.     «…Изыскание о строении мира - одна из самых великих и благородных проблем, какие только существуют в природе…»

Галилео Галилей

 

3.     «Блюсти чистоту науки есть первая заповедь ученого»

Николай Николаевич Семенов

 

4.     «Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей»

Луи Пастер

 

5.     «Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности - вот первое, что я хочу тебе посоветовать…»

Николай Дмитриевич Зелинский

 

6.     «Ученый не знает большего наслаждения, чем работать и быть деятельным. Все остальные наслаждения имеют для него только значение отдыха»

Людвиг Фейербах

 

7.     «Мне очень по душе нарушение основного закона Ньютона - закона инерции покоя, превращения его в инерцию движения»

Николай Иванович Вавилов

 

8.     «В науке каждая новая точка зрения влечет за собой революцию в ее технических терминах»

Фридрих Энгельс

 

9.     «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

Александр Сергеевич Пушкин

 

10. «Вся научная работа на 99 процентов состоит из неудач, и, может быть, только один процент составляют удачи…»

Сергей Львович Соболев

 

11. «То, что до сих пор открыто науками, лежит почти у самой поверхности обычных понятий. Для того чтобы проникнуть вглубь и вдаль природы, необходимо более верным и осторожным путем отвлекать от вещей как понятия, так и аксиомы, и вообще необходима лучшая и более надежная работа разума»

Фрэнсис Бэкон

 

12. «Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления»

Альберт Энштейн

 

13. «Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей»

Карл Маркс

 

14. «Наука есть вечное стремление человечества к истине, а истина достигается только долгим путем посреди неизбежных ошибок и заблуждений»

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

 

15. «Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдаленном будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества»

Константин Эдуардович Циолковский

 

16. «В научной работе нельзя делать уверенных прогнозов на будущее, так как всегда возникают препятствия, которые могут быть преодолены лишь с появлением новых идей»

Нильс Бор

 

17. «…Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследований…»

Алексей Максимович Горький

 

18. «Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой»

Альберт Энштейн

 

19. «Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем»

Дмитрий Иванович Менделеев

 

20. «…В истории человеческого мышления наиболее плодотворными оказывались те направления, где сталкивались два различных способа мышления»

Вернер Гейзенберг

 

21. «…Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами»

Иван Петрович Павлов

 

22. «Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»

Константин Георгиевич Паустовский

 

23. «Ученики и последователи составляют могучую силу и бесценное богатство ученого. Ученый без учеников, ученый-одиночка представляет собой, с моей точки зрения, жалкое и, я бы сказал, уродливое явление, ибо смысл жизни ученого должен заключаться не только в разработке новых теоретических ценностей, но и в создании достойной смены, способной шире и глубже развивать, совершенствовать идеи своих учитилей и закреплять их в практике»

Константин Иванович Скрябин

 

24. «…Труд ученого - достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия. Работники науки должны быть ценимы именно как самая продуктивная и драгоценная энергия народа, а потому для них необходимо создать условия, при которых рост этой энергии был бы всячески облегчен»

Алексей Максимович Горький

 

25. «Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск мало-помалу обратится в полный и блестящий свет»

Исаак Ньютон

 

26. «Задачу решает не тот, кто довольствуется частичным успехом, а тот ученый, который добивается полноценного результата»

Абрам Федорович Иоффе

 

27. «Мысль, совсем свободная и как таковая - оставленная себе самой, ничего не может произвести, потому что душе науки, т.е. ее законам, гипотезам и теориям, нужно тело, материальное содержание, чтобы вышел организм науки. Одни мертвые факты, как и одни свободные умозрения, науки еще не составляют»

Дмитрий Иванович Менделеев

 

28. «…В науке есть зодчие, задумывающие гениальные планы, и работники, приводящие в исполнение то из них, что оказывается исполнимым. Каждому свое дело, но и на самом скромном деятеле лежит святая обязанность указать и исправить ошибку гениального зодчего»

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

 

29. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»

Владимир Ильич Ленин

 

30. «То, что сегодня известно большинству людей, пятьдесят лет назад было привилегией только небольшого количества ученых; и этот процесс будет продолжаться до конца, так как научные познания являются одним из моментов коллективного приспособления мышления к фактам»

Поль Ланжевен

31. …Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она … растет в геометрической прогрессии»

Фридрих Энгельс

 

32. «Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются»

Нильс Бор

 

33. «Всякая наука есть прикладная логика»

Владимир Ильич Ленин

 

34. «Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать; не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»

Фрэнсис Бэкон

 

35. «В отличие от других архитекторов, наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания, прежде чем заложить его фундамент»

Карл Маркс

 

36. «…Вполне вероятно, что 95% оригинальных научных работ принадлежит меньше чем 5% профессиональных ученых, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки»

Норберт Винер

 

37. «По-настоящему новое можно добыть только в том случае, если вы готовы в решающем месте покинуть основы, на которых покоилась прежняя наука, и прыгнуть, в известной мере, в пустоту»

Вернер Гейзенберг

 

38. «Я отношусь к тем, кто убежден в великой красоте науки. Ученый в своей лаборатории - не только специалист. Это также и ребенок, стоящий перед явлениями природы, которые поражают его, как волшебная сказка. Мы должны суметь рассказать другим об этих чувствах. Мы не должны мириться с мнением, что весь научный прогресс сводится к механизмам, машинам, зубчатым передачам, хотя и они сами по себе тоже прекрасны»

Мария Склодовская-Кюри

 

39. «Удельный вес науки в стране определяется не только средствами, отпускаемыми по государственному бюджету, числом исследовательских институтов, но прежде всего кругозором научных деятелей, высотой их научного полета»

Николай Иванович Вавилов

 

40. «Так же как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает»

Леонардо да Винчи

 

41. «В науке часто недостаточно решить какую-нибудь задачу или группу задач. После этого нужно присмотреться к этим задачам и заново осмыслить, какие же вы задачи решили. Нередко, решая одну задачу, мы автоматически находим ответ и на другой вопрос, о котором раньше вовсе не думали»

Норберт Винер

 

42. «…Истинный ученый должен быть не просто беспристрастным, но самым пристрастным критиком того, что ему дороже всего, - своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда, радости, вдохновения. Он должен быть как бы врагом самому себе - в этом и трагедия, и величие ученого»

Николай Николаевич Семенов

 

43. «Только ум, способный проследить неразрывную связь несовместимых на первый взгляд явлений, может создавать подлинные ценности»

Константин Георгиевич Паустовский

 

44. «Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму своей тяжелой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте»

Алексей Максимович Горький

 

 

45. «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» «Истина есть дочь времени, а не авторитета»

Фрэнсис Бэкон

 

46. «Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников»

Карл Маркс

 

47. «В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет науки. Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи: факты без идей - сор для головы и памяти»

Виссарион Григорьевич Белинский

 

48. «Опыт сначала приносит пользу науке, затем вредит ей, так как обнаруживает и закон, и исключение. Среднее между ними отнюдь не дает истинного»

Иоганн Вольфганг Гете

 

49. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»

Карл Маркс

 

50. «В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставляют отказаться от всяких сомнений»

Луи Пастер

 

51. «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего»

Константин Георгиевич Паустовский

 

52. «…Мы ставим превыше всего упорный лабораторный труд, как полную поэтической прелести разновидность труда вообще»

Николай Дмитриевич Зелинский

 

53. «Только наука учит тому, как добывать истину из ее единственного первоисточника - из действительности»

Климент Аркадьевич Тимирязев

 

54. «…В любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов… нельзя конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным путем»

Фридрих Энгельс

 

55. «Два человеческих стремления - к Знанию и Могуществу - поистине совпадают в одном и том же»

Фрэнсис Бэкон

 

56. «Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью»

Владимир Иванович Вернадский

 

57. «…Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки»

Джеймс Максвелл

 

58. «…Требовать, чтобы люди отказывались от своих собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными, наделяя их властью обращаться с последними по своему усмотрению, это такие новшества, которые способны довести до гибели республику и разрушить государство»

Галилео Галилей

 

59. «Как из ряда слов составляется речь, а из совокупности теней - определенные образы, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле»

Александр Михайлович Бутлеров

 

60. «Нет оружия более сильного, чем знание»

Алексей Максимович Горький

 

61. «…Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от него ускользает»

Анатоль Франс

 

62. «Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий»

Луи Пастер

 

63. «Мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его. Только из такой последовательно разрушаемой работы и создается прогресс»

Иван Владимирович Мичурин

 

64. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении»

Исаак Ньютон

 

65. «…Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению…»

Карл Маркс

 

66. «Настоящий ученый не должен бояться того, что отдельные, наиболее талантливые ученики откроют новые явления природы, разработают новые методы и рядом своих научных достижений превзойдут своего учителя… Такими учениками надо гордиться, так как без этого не может иметь место никакой прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве, ни в литературе»

Константин Иванович Скрябин

 

67. «Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано все дальше и дальше проникать в них своим взором»

Иоганн Вольфганг Гете

 

68. «Нельзя проводить границу между большим и малым, ибо то и другое одинаково важно для единого целого»

Нильс Бор

 

69. «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать»

Леонардо да Винчи

 

70. «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком»

Николай Иванович Пирогов

 

71. «Наука вовсе не является коллекцией законов, собранием несвязанных фактов. Она является созданием человеческого разума с его свободно изобретенными идеями и понятиями»

Альберт Энштейн

 

72. «Науку родили опыт и мысль человечества, она есть свободная сила»

Алексей Максимович Горький

 

73. «…В науке больше, чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем»

Джон Бернал

 

74. «Для людей героического духа все обращается во благо, и они умеют использовать плен как плод большой свободы, а поражение превратить иной раз в высокую победу!»

Джордано Бруно

 

75. «Научная деятельность только тогда плодотворна, когда она составляет содержание жизни, ее цель»

Абрам Федорович Иоффе

 

76. «Наука - живой организм, которым развивается истина»

Александр Иванович Герцен

 

77. «Наука - не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники»

Джон Бернал

 

78. «Что значат самые утонченные материальные наслаждения в сравнении с тем тихим, спокойным, но возвышенным чувством, которое наполняет душу каждого истинно любящего свою науку! Благодарность моя к избранной мной науке не иссякнет до конца моей жизни; я люблю свою науку, как может только любить сын нежную мать; что были бы годы, проведенные мною, если бы в них не было тех сладких мгновений и часов, которые доставляли мне занятия наукою…»

Николай Иванович Пирогов

 

79. «Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов»

Луи де Бройль

 

80. «Ошибки замечать не многого стоит; дать нечто лучшее - вот, что приличествует достойному человеку»

Михаил Васильевич Ломоносов

 

81. «Теория превращает новые факты в новые истины и новые принципы, стремясь построить все более полную, точную, гармоничную и полезную картину мира»

Поль Ланжевен

 

82. «…Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания»

Мария Склодовская-Кюри

 

83. «…Какой счастливой старости может достигнуть ученый, если не увядает в нем страсть к науке, если сумел он завоевать любовь и уважение своих учеников, если с самых первых его шагов один только факел научной истины освещает ему путь, если ложные светильники личных интересов, честолюбия, высокомерия, зависти не сбивают его с пути служения науке, а через нее - народу»

Николай Николаевич Семенов

 

84. «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

Александр Сергеевич Пушкин

 

85. «Условия экспериментальной работы в современных науках делают коллективную работу полезной и даже необходимой…Самые решающие успехи науки в будущем, так же как они были в прошлом, будут результатом индивидуальных усилий, потому что гениальное прозрение, даже в своей наиболее скромной форме, всегда, по существу, индивидуально»

Луи де Бройль

 

86. «…Наука заставила меня любить истину, наука послужила к развитию во мне святой идеи о долге и обязанности до такой степени, что я самое чувство подчинил этой идее и готов умереть хладнокровно, когда этого будет требовать долг, возлагаемый на меня наукой»

Николай Иванович Пирогов

 

87. «Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах»

Рене Декарт

 

88. «Истинный путь, ведущий длинным, но зато верным способом к теоретическому пониманию сложных явлений, состоит в опыте и измерении отдельных частностей сложного явления»

Дмитрий Иванович Менделеев

 

89. «Науки только выигрывают, если используют заимствованные друг у друга методы и факты. Каждое такое соприкосновение наук всегда является шагом вперед. Правда, в момент, когда происходит движение вперед, подготовленное другой, родственной наукой, всегда находятся отсталые люди, выступающие с требованием прекратить нарушение незыблемых правил, установленных их наукой»

Луи Пастер

 

90. «Значение исследования заключается часто не столько в том, что оно через гущу леса прорубает совершенно новую дорогу, но и в том, что оно делает просеку проезжей и заставляет всех передвигаться по новому пути»

Александр Евгеньевич Ферсман

 

91. «Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления»

Альберт Энштейн

 

92. «Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни - он выдумывает»

Алексей Максимович Горький

 

93. «Многие, прочитав мои труды, будут думать не о том, чтобы убедиться в истинности сказанного мной, а только о том, как бы найти пути для опровержения моих доводов правдой или неправдой»

Галилео Галилей

 

94. «Опыт не ошибается, ошибаются только ваши суждения, которые ждут от него то, что он неспособен дать»

Леонардо да Винчи

 

95. «Только тогда, когда является понимание явлений, обобщение, теория, когда более и более постигаются законы, управляющие явлениями, только тогда начинается истинное человеческое знание, возникает наука»

Александр Михайлович Бутлеров

 

96. «Чтобы обозреть прогресс науки в целом, полезно сравнить современные проблемы науки с проблемами предшествующей эпохи и исследовать те специфические изменения, которые претерпела та или иная важная проблема в течение десятилетий или даже столетий»

Вернер Гейзенберг

 

97. «Ученый уже в ранней молодости должен примириться с мыслью о том, что об окружающем его мире ему суждено знать очень немногое»

Анатоль Франс

 

98. «Искусство живет вымыслами, наука - реализует вымыслы… Пора усвоить простейшую и очевидную истину, создаваемую трудом: чем дальше, тем все легче современная техника превращает вымыслы и домыслы, фантазии и гипотезы - в реальности, вооружающие человека в его борьбе за жизнь»

Алексей Максимович Горький

 

99. «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией»

Майкл Фарадей

 

100.                   «…В науке принято доказывать утверждаемое»

Михаил Васильевич Ломоносов

 

101.                   «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем»

Иоганн Вольфганг Гете

 

102.                   «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»

Карл Маркс

 

103.                   «Никто так не ошибался в своих предсказаниях, как пророки ограниченности человеческого знания»

Климент Аркадьевич Тимирязев

 

104.                   «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача»

Иван Владимирович Мичурин

 

105.                   «Может быть, мы обязаны науке больше, чем какому-либо другому виду человеческой деятельности, возникновением чувства необходимости коллективных усилий»

Фредерик Жолио-Кюри

 

106.                   «Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание»

Иоганн Вольфганг Гете

 

107.                   «Меня не оставляет мысль о том, что уже сейчас наука близка к осуществлению проекта, который принесет человечеству либо небывалое несчастье, либо неслыханную пользу»

Нильс Бор

 

108.                   «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности»

Альберт Энштейн

 

109.                   «Чтобы вполне правильно вести научную работу посредством систематических опытов и точных демонстраций, требуется стратегическое искусство»

Джеймс Максвелл

 

110.                   «Только тот, кто может подняться над самим собой, способен понять величие науки»

Людвиг Фейербах

 

111.                   «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет упорядоченную и познаваемую сущность»

Альберт Энштейн

 

112.                   «…Нет фантазии, которую воля и разум людей не могли бы превратить в действительность»

Алексей Максимович Горький

 

113.                   «Человек и наука - два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга»

Александр Иванович Герцен

 

114.                   «…Наука все более и более влияет на политику, в первую очередь на экономику. И если возможны острые сравнения, я бы сказал следущее: между наукой и политикой такие же взаимоотношения, как между начальником штаба и командиром. Вероятно, в жизни грядущего общества именно по этому принципу будет определено место науки»

Сергей Львович Соболев

 

«День в науке»
Лучшие выпускники ВУЗов Белгородской области

Качество научно-исследовательской работы студентов зависит от:

1. квалификации научного руководителя 55% (17)
2. собственных усилий и уровня подготовки 29% (9)
3. статуса ВУЗа 3% (1)
4. работы структурных подразделений образовательного учреждения, курирующих научно-исследовательскую работу студентов 13% (4)